Напоминаем, что в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 155 ЖК РФ плата за жилищно-коммунальные услуги вносится на основании:
- платежных документов (в том числе платежных документов
в электронной форме, размещенных в ГИС ЖКХ);
- информации о размере платы за жилищно-коммунальные услуги, размещенной в ГИС ЖКХ или в иных информационных системах, позволяющих внести плату.
Таким образом, из приведенных норм следует, что предоставление потребителям платежных документов на оплату жилищно-коммунальных услуг является обязанностью, а не правом исполнителей таких услуг.
Некоторые исполнители жилищно-коммунальных услуг выставляют платежные документы потребителям не в бумажном виде, а только путем размещения информации в ГИС ЖКХ.
В таких действиях контрольно-надзорными органами усматривается нарушение прав потребителей с последующим привлечением исполнителя жилищно-коммунальных услуг к ответственности по ст. 14.8 КоАП РФ.
Подобная практика уже сложилась: в Ставропольском крае за приведенное нарушение Роспотребнадзор привлек к ответственности по ст. 14.8 КоАП РФ организацию, осуществляющую управление многоквартирным домом. Правильность выводов Роспотребнадзора подтвердили в своих постановлениях (определениях) судебные органы всех инстанций:
постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2021 № 16АП-1399/2021 по делу № А63-13135/2020;
постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 04.09.2021 № Ф08-8807/2021 по делу № А63-13135/2020;
определение Верховного Суда РФ от 09.03.2022 № 308-ЭС21-25003 по делу № А63-13135/2020.
Таким образом, исполнитель жилищно-коммунальных услуг обязан предоставлять потребителю квитанцию на бумажном носителе, размещение сведений в ГИС ЖКХ не освобождает его от такой обязанности.